ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 34RS0005-01-2024-006216-58 |
Дата поступления | 05.12.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Судья | Трофименко В.И. |
Дата рассмотрения | 26.03.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 05.12.2024 | 14:38 | 06.12.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 05.12.2024 | 16:41 | 06.12.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 09.12.2024 | 16:25 | Оставление иска (заявления, жалобы) без движения | 10.12.2024 | |||||
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд | 20.12.2024 | 17:52 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 21.12.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 20.12.2024 | 17:52 | 21.12.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 20.12.2024 | 17:52 | 21.12.2024 | ||||||
Судебное заседание | 27.01.2025 | 11:30 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 26.12.2024 | ||||
Судебное заседание | 11.02.2025 | 11:30 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора | 28.01.2025 | ||||
Судебное заседание | 11.03.2025 | 10:00 | Объявлен перерыв | 12.02.2025 | |||||
Судебное заседание | 19.03.2025 | 14:00 | Объявлен перерыв | 12.03.2025 | |||||
Судебное заседание | 26.03.2025 | 14:00 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) | 20.03.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 02.04.2025 | 11:21 | 03.04.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.04.2025 | 09:01 | 05.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Адвокат Косиков Константин Вячеславович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | МИФНС России №5 по Волгоградской области | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение фонда Пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Волгоградской области (ОСФР по Волгоградской области) | 3445926514 | 1023403847235 | ||||||
ИСТЕЦ | Юшкин Андрей Васильевич |
Дело № 2-414/2025
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда
В составе: председательствующего судьи Трофименко В.И.,
при секретаре судебного заседания Юденко М.С.,
с участием истца Юшкина А.В., представителя истца Косикова К.В.,
26 марта 2025 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Юшкина Андрея Васильевича к ОСФР по Волгоградской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Юшкин А.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Волгоградской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указано, что 03 июля 2024 года истец обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа – 42 года.
Данный отказ истец считает незаконным, поскольку в страховой стаж не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в крестьянском хозяйстве «Восход», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа главой крестьянского хозяйства «Заря», в связи с отсутствием в распоряжении территориального органа СФР сведений об уплате обязательных платежей.
Факт работы истца в указанные периоды подтвержден трудовой книжкой.
По приведенным основаниям, истец просит признать незаконным решение ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, возложить обязанность на ответчика включить в страховой стаж истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в крестьянском хозяйстве «Восход», период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы главой крестьянского хозяйства «Заря»; назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Истец Юшкин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель истца Косиков К.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица МИ ФНС России № 5 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав истца и его представителя, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования Юшкина А.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые, взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в спорные периоды работы истца определялись Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее также - Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), утратившим силу с 16 июня 2003 года, в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно статье 1 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков, представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Членами крестьянского хозяйства считались трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства являлся один из его дееспособных членов.
Частью 6 статьей 25 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривалось, что время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, также было предусмотрено, что периоды работы граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления (пункт 11 Правил).
Аналогичная норма предусмотрена действовавшим до 01 января 2002 года Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, согласно которому периоды работы указанных лиц в крестьянских (фермерских) хозяйствах подтверждаются записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию (пункт 3.6).
В настоящее время действуют Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015.
В силу пункта 16 указанных правил периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов КФХ, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Положениями ст. 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период), было предусмотрено, что в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются, в том числе, граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Юшкин А.В. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Юшкину А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с преждевременностью подачи такого заявления.
ДД.ММ.ГГГГ Юшкин А.В. вновь обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Юшкину А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа – 42 года
При этом в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 06 месяцев 12 дней) – работа в крестьянском хозяйстве «Восход»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 11 месяцев 03 дня) – глава крестьянского хозяйства «Заря».
ДД.ММ.ГГГГ истец Юшкин А.В. вновь обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Юшкину А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа – 42 года.
При этом в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости также не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 06 месяцев 12 дней) – работа в крестьянском хозяйстве «Восход»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 11 месяцев 03 дня) – работа в качестве главы крестьянского хозяйства «Заря».
Согласно решению ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в крестьянском хозяйстве «Восход» не включен в страховой стаж в связи с отсутствием в распоряжении территориального органа СФР сведений об уплате обязательных платежей, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского хозяйства «Заря» не включен в страховой стаж в связи с отсутствием в распоряжении территориального органа СФР сведений об уплате обязательных платежей, а также отсутствия сведений о работе и заработной плате в выписке из индивидуального лицевого счета после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из трудовой книжки на имя Юшкина А.В., ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу бухгалтером в крестьянское хозяйство «Восход», ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы в связи с заявлением и организацией своего крестьянского хозяйства; ДД.ММ.ГГГГ принят на должность главы крестьянского хозяйства «Заря», ДД.ММ.ГГГГ уволен, в связи с ликвидацией крестьянского хозяйства «Заря».
Из ответа на запрос суда ФКУ Государственный архив РФ от 06 февраля 2025 года следует, что документы АК «Агропромбанк СССР» КФХ «Заря» в ГА РФ на хранение не поступали. Переданные на хранение в ГА РФ документальные комплексы Центрального банка Российской Федерации по основной деятельности материалов, которые могут содержать сведения о движении денежных средств по лицевому счету не содержат. По данным ЕГРЮЛ представленным в сети Интернет крестьянское (фермерское) хозяйство «Заря» прекратило свою деятельность в 2012 году.
В соответствии с ответом Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 21 февраля 2025 года на запрос суда в отношении КФХ «Заря», согласно представленной ведомости финансовых результатов форма 5-КХ и бухгалтерской отчетности: за 1999 год убыток составил 4049 рублей 90 копеек, за 9 месяцев 2000 года убыток составил 3496 рублей 77 копеек. Сведения о доходах, об оплате единого социального налога за периоды 1991-1998 гг., 2000-2001 гг. в архиве инспекции отсутствуют. В отношении КФХ «Восход» сведения о доходах, об оплате единого социального налога за периоды 1991-2001 гг. в архиве инспекции отсутствуют
Согласно справке Управления персонифицированного учета ОСФР по Волгоградской области от 01 марта 2023 года по имеющимся данным СФР (наблюдательное дело, программные комплексы СФР) КФХ «Заря» за периоды 1994, 1998, 1999, 2000 прибыли не имело.
В ходе рассмотрения дела в качестве доказательства обоснованности заявленных требований истцом представлены сведения о предполагаемом размере страховой пенсии по старости по состоянию на 19 февраля 2025 года, из которых следует, что общая продолжительность периодов трудовой деятельности и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет 43 года 07 месяцев 20 дней.
Истец Юшкин А.В. в судебном заседании суду пояснил, что данные сведения им получены на Портал «Госуслуги».
В целях проверки данного довода истца судом направлен запрос в ОСФР по Волгоградской области.
Из ответа на запрос суда Управления установления пенсий ОСФР по Волгоградской области от 21 марта 2025 года следует, что в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ содержатся периоды, исключенные из подсчета стажа (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Размер страхового стажа указанный в выписке СЗИ-ИЛС отражен некорректно и должен составлять 33 года 02 месяца 03 дня. На момент формирования ответа на запрос выписка из ИЛС скорректирована в отношении указанных периодов.
Таким образом, на дату обращения Юшкина А.В. в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении пенсии требуемая законом продолжительность страхового стажа у истца отсутствовала.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила) периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Пунктом 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 N 1015 предусмотрено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. В Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" закреплен круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включает в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, и нотариусов, занимающихся частной практикой), в качестве застрахованных лиц и одновременно страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывает их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в фиксированном размере, который до 1 января 2017 г. определялся в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (части 1.1, 1.2 и 2 статьи 14), а после указанной календарной даты устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяемого с 1 января 2015 г., в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исчислении страхового стажа периоды деятельности глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов (пункт 50 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015).
Согласно пункту 6 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 к уплате страховых взносов при применении указанных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (действовали до 1 января 2015 г.), периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждались документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (пункт 15).
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 821 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2000 год", крестьянские хозяйства должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 1 апреля последующего года.
Таким образом, как действующим, так и ранее действовавшим законодательством в качестве обязательного условия для включения периода работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в стаж (страховой, общий трудовой, "сельский") является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом того, что в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие факт уплаты за Юшкина А.В. страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд не находит оснований для включения указанного периода в страховой стаж истца.
Кроме того, Юшкин А.В., являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Заря» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в указанный период не исполнял возложенную на него в силу закона обязанность производить уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; истцом не представлено доказательств уплаты им страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорный период.
В ходе рассмотрения дела по существу истец Юшкин А.В. не отрицал, что в спорные периоды страховые взносы не уплачивал.
С учетом изложенного, период осуществления Юшкиным А.В. деятельности в качестве главы крестьянского хозяйства «Заря» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мог быть включен в страховой стаж только при условии уплаты за эти периоды страховых взносов на пенсионное страхование.
Таким образом, достоверных доказательств, свидетельствующих об уплате взносов по социальному страхованию, а также страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении спорных периодов работы, истцом не представлено.
В связи с чем, пенсионным органом обоснованно не были включены в страховой стаж истца: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве бухгалтера крестьянского хозяйства «Восход»; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве главы крестьянского хозяйства «Заря», в связи с чем, отсутствуют правовые основания для назначения страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Юшкина А.В. о признании решения ОСФР по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности на ответчика включить в страховой стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в крестьянском хозяйстве «Восход», период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского хозяйства «Заря», назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку истцу в удовлетворении иска отказано полностью, то понесённые им расходы на уплату государственной пошлины возмещению за счёт ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Юшкина Андрея Васильевича к ОСФР по Волгоградской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда.
Мотивированное решение составлено машинописным текстом с использованием технических средств 02 апреля 2025 года.
Председательствующий В.И. Трофименко
